Многих родителей беспокоит вопрос, как обеспечить своему ребенку, которому прописали ношение специальных приспособлений, такие же благоприятные условия для развития, как у других детей.
Чаще всего, лечение дисплазии происходит в первые месяцы жизни ребенка, когда самое важное условие развития для него — находиться рядом с мамой, у неё на руках, в слинге или в непосредственной близости. Ношение на руках — это то что нужно любому ребенку на первом году жизни, и чем больше ребенка на руках носят — тем гармоничней он развивается. Даже в условиях детского дома малыши намного лучше развиваются, если персонал, ухаживающий за ними, носит малышей на руках, тогда они в первые месяцы даже почти не отстают от сверстников в развитии.
Ношение на руках обеспечивает мозгу ребенка базовую стимуляцию, благодаря которой мозг растет и развивается — это вестибулярная стимуляция, тактильная стимуляция и стимуляция костно-мышечной системы. Прикосновения, покачивания и наклоны при движении, крепкие объятия маминых рук, удерживающие ребенка, возможность карабкаться по маме и цепляться за неё — это все самые сильные развивающие стимулы для ребенка в первые месяцы жизни.
Так что в первые месяцы жизни фиксирующее ножки приспособление — вовсе не такая большая помеха развитию, как может показаться на первый взгляд. А может даже вовсе не помеха, если позволяет родителям отказаться от рекомендаций «не приучать к рукам», которые можно услышать от некоторых врачей и родственников, относящихся к старшим поколениям.
Если необходимость лечения возникла во втором полугодии жизни ребенка, когда он уже стремится ползать и вставать, то конечно, ребенку будет несколько сложнее адаптироваться. Но все-таки, ношение на руках и во втором полугодии жизни ребенка остается базовым условием для гармоничного развития. После того, как вашему ребенку исполнится полгода, большое значение для развития ребенка может сыграть…. пол. Обыкновенный пол вашей квартиры, достаточно чистый, теплый и комфортный, чтобы можно было положить на него ребенка. Ползание — следующий этап развития после постоянного нахождения на руках, и этот этап не менее важен. С помощью специальных занятий, имитирующих ползание или занятий непосредственно ползанием реабилитируют детей с различными заболеваниями, ползание отлично развивает и мозг и владение телом, с помощью занятий где надо ползать и имитировать движения маленького ребенка реабилитируют даже взрослых людей, а для школьников такие занятия проводят для того, чтобы преодолеть проблемы с обучением.
В общем, много чего важного заключается в умении ребенка ползать, а все потому, что это снова — базовая способность тела, базовая часть развития, на которой, как на фундаменте потом будет расти все остальное. Для того, чтобы пойти правильным перекрестным способом(когда при движении части тела согласуются перекрестно — правая нога и левая рука двигаются одновременно и т.п.) — вначале надо этим перекрестным способом поползти. Так что смело кладите ребенка на пол и пусть ползает и развивается! Если не ползает пока — тоже кладите на пол, и ребенок вскоре обязательно поползет, ведь позиция лежа на животе- это самый первый шаг к движению, а пол с его бесконечными просторами и отсутствием края, с которого можно упасть — прекрасный развивающий тренажер, сначала для мышц шеи и спины, чтобы научиться удерживать верхнюю половину тела. Лежать на полу намного, намного лучше для развития, чем полулежать или сидеть в шезлонге с развивающими игрушками.
Если необходимость ношения специальных приспособлений, ограничивающих подвижность, сохраняется и после того, как ребенку исполнился год — действительно, ношение приспособлений может повлиять на психоэмоциональное развитие ребенка.(но не на интеллектуальное)
Дело в том, что примерно с года до трех лет ребенок активно осваивает окружающую среду через телесные ощущения(проприоцептивный канал восприятия). Особенно активно — в период с года до двух. И любые двигательные ограничения в этом возрасте действительно отражаются на психоэмоциональном развитии(мне как психологу, приходится встречаться с результатами у вполне взрослых людей, особенно если им не повезло в этот нежный период посещать дошкольное учреждение, где двигательные ограничения для детей применяются постоянно и порой очень жесткие).
Проблемы здесь могут возникнуть с двух сторон — с одной стороны, нижняя, ограниченная в подвижности часть тела, может оказаться хуже прописана в карте тела, которую в этот период активно строит растущий мозг. Недостаточно развитая карта нижней части тела в мозге может проявляться в худшей чувствительности, что например может приводить трудностям с освоением туалета или проблемам с контролем мочевого пузыря в более старшем возрасте. Или как вариант, подросшему и давно забывшему о дисплазии ТБС, ребенку может быть сложно научиться крутить педали велосипеда или танцевать. Вероятность такого рода проблем не так уж велика, ведь как правило мозг успевает «достроить» карту тела, так как необходимость в ношении приспособлений исчезает раньше, чем мозг ребенка заканчивает самую активную первую фазу своего роста и развития(первые три года жизни). Но если есть подозрения что что-то подобное у вашего ребенка проявляется и он продолжает уже после успешного окончания лечения избегать определенных видов двигательной активности — для помощи развитию есть специальные занятия, помогающие достроить эту карту даже во взрослом возрасте(например, для детей — занятия по системе М. Фельденкрайза, а для взрослых — соматика Томаса Ханны или некоторые виды телесно-ориентированной психотерапии)
Вторая сторона развития, с которой могут возникнуть определенные проблемы — психо-эмоциональное самоощущение ребенка, у которого подвижность была ограничена в определенном возрасте. Для ребенка в возрасте от года до двух есть одно простое общее правило — «на каждое «нельзя» должно быть своё «можно». Нельзя в розетку засовывать палец, но можно — вилку от зарядки телефона. Нельзя плескаться в унитазе, но можно потереть его специальной щеткой. И т.п. Это простое на первый взгляд правило обеспечивает важное для ребенка условие развития — оно определяет пространство возможностей.
У ребенка, который проходит лечение ТБС с ограничением подвижности — есть некий набор дополнительных «нельзя». И к сожалению, запреты касаются двигательных возможностей — то вставать нельзя, то ходить, то прыгать( а прыжки тоже важная базовая часть двигательного развития, прыгать двумя ногами вместе — это следующая качественно новая ступень после ходьбы).
Для того, чтобы преодолеть негативный эффект от этих «нельзя» родителям важно обнаружить для себя в первую очередь — что же ребенку «можно». И каждый раз, когда ребенок вынужден столкнуться с каким-то «нельзя» не забывать предлагать ему пространство возможностей, предлагать то, что ребенку можно. Если ребенок хочет вставать, а ему нельзя — поищите для него возможность находиться в вертикальном положении не вставая. Если ребенок хочет прыгать — покачайте его на качелях. Постарайтесь понять, в чем нуждается ваш ребенок в тот момент, когда хочет чего-то, чего ему нельзя, и дать ему необходимое другим способом. Так ваш ребенок получит оптимальные условия для развития во всех сферах.
Психо-эмоциональные проблемы также могут выражаться в робости ребенка перед новыми занятиями, особенно двигательными, в неуверенности в собственных силах, в повышенной потребности в одобрении и в повышенной потребности быть послушным, не выражать своего мнения, и не настаивать на своих желаниях, а подстраиваться под окружающих. Напрямую с тем, приходилось ли ребенку проходить через какое-то лечение, такие психо-эмоциональные проблемы не связаны, зато очень тесно связаны со стилем воспитания и с индивидуальной чувствительностью ребенка. Дети с повышенной чувствительностью могут тяжелее адаптироваться к ограничению подвижности. Особенно я была бы внимательна к детям, которые не проявляют «характера», как у нас принято говорить, родители которых не знают что такое «кризис года» или «кризис двух» и дети всегда одинаково добродушные, радостные, мужественно переносят трудности лечения и опережающими темпами развиваются интеллектуально. У таких детей выше риск развиться так называемой стратегии адаптивного ребенка, когда ребенок на первый взгляд успешный и оптимистичный, его легко воспитывать и он хорошо учится, но в подростковом или уже во взрослом возрасте вдруг начинает переживать тяжелейшие кризисы, связанные с тем, что не чувствует, чего хочет, не знает как себя защитить от других людей, не чувствует своих границ или границ других людей и т.п.
В принципе, стратегию адаптивного ребенка легко и в детском возрасте заметить, как раз по излишне разумному, «взрослому» и беспроблемному поведению ребенка, просто родители редко обеспокоены такими проявлениями, наоборот, как правило такой ребенок льстит родительскому самолюбию.
Чтобы ребенок не приобрел себе эмоциональных проблем на втором-третьем году жизни из-за ношения специальных приспособлений, очень важно для взрослых, которые о нем заботятся, быть внимательными к его потребностям, даже если ребенок не требует к себе внимания громким криком или плачем. И конечно , обязательно уделять внимание — если требует. Развитие ребенка в этом возрасте очень пластично и обладает большими возможностями для компенсации. Каждый ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно, для того чтобы развиваться эмоционально и интеллектуально. В этом смысле полезно следовать за ребенком, давать ему все что он просит и даже чуть больше. Полезно также знать какие-то основные вещи о развитии ребенка из детской психологии — что-такое «кризис года», «кризис двух» или «кризис трех лет», какие задачи решаются на этих этапах и что может стоять за тем или иным поведением.
Автор статьи:
Ольга Фролушкина
психолог
Обязательно к прочтению:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.